Опубликовано: 06 июль 2018 г.

Открыто новое подсемейство пресноводных моллюсков-жемчужниц в Китае

Крупная международная группа ученых, в которой участвуют российские специалисты из лаборатории молекулярной экологии и филогенетики Северного (Арктического) федерального университета и Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики РАН, совершила открытие мирового значения. Ученые нашли и описали новое подсемейство пресноводных моллюсков-жемчужниц.

Результаты были опубликованы в журнале Molecular Phylogenetics & Evolution.

Проект продолжался два года. В работе участвовали специалисты из России, Португалии, Франции, Великобритании, США, Китая, Вьетнама и Малайзии. Научными руководителями выступили Мануэль Лопес-Лима (Португалия, Университет Порту) и Иван Болотов (Россия, ФИЦ КИА РАН, САФУ).

Вначале ученые составили карту распространения пресноводных моллюсков-жемчужниц в мире. Она показала непонятное «белое» пятно в Азии: жемчужницы живут в бассейне реки Амур, на Курилах, Сахалине, в Японии, в Лаосе и Мьянме, но они не были встречены в восточном Китае. Специалисты обратили внимание на это явление и начали масштабные исследования китайских моллюсков.

Расшифровка генетических последовательностей (геномов) показала, что жемчужницы в восточной части Поднебесной все-таки обитают. Выяснилось, что к этому семейству на самом деле принадлежат четыре вида моллюсков из Китая. Более того, они представляют собой новое для науки подсемейство пресноводных жемчужниц, которое назвали Гиббозулины (Gibbosulinae).

Карта распространения пресноводных моллюсков-жемчужниц в мире. Черным цветом показано вновь открытое подсемейство Гиббозулины (Gibbosulinae) из Китая и стран Юго-Восточной Азии

Гиббозулины отличаются от остальных жемчужниц очень толстой раковиной. Они живут в бассейнах некоторых рек Китая, в том числе Янцзы и Жемчужная, и обособились от обыкновенных жемчужниц очень давно, около 170 миллионов лет назад.

Как отмечают ученые, все Гиббозулины — редкие и исчезающие виды, требующие особой охраны. Они будут рекомендованы к внесению в Красную книгу Международного союза охраны природы (МСОП).

Раковины пресноводных жемчужниц: Гиббозула красса (вверху) и европейская жемчужница (внизу)